АнимацияПервые японские анимационные мультфильмы появились, как уже было сказано, в 1917 году. Это были короткометражные фильмы длиной от одной до пяти минут, и воспроизводились они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов.
Самым первым японским анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» («Дэкобоко Син Гатё», 1917) Дэкотэна Симокавы(он мыслил мелом на черной доске и снимал свои рисунки на пленку). Также в 1917 году был создан «Как краб отомстил мартышке» («Сару Кани Кассэн») Сэйтаро Китаямы, а в 1918 году – его же «Момотаро» («Момотаро») (Момотаро – яркий герой японских сказок).
Ни одного из этих мультфильмов не сохранилось, но понятно, что их художественная ценность была не очень большой – это были всего лишь эксперименты, сейчас интересные только для историков киноискусства как первые шаги японской анимации.
В 1920-е годы принятая длина аниме в Японии не превышала 15 минут. По-видимому вся анимация того времени воспроизводилась в мелких домашних студиях художниками-одиночками и финансировалась кинематографическими и кинопрокатными банками в обмен на право проката. Производство мультфильмов финансировали, в частности, такие фирмы как «Асахи Кинема», «Такамаса Эйга», «Иокогама Синема Кёкай» и некоторые другие.
Уже тогда возникла характерная для японской аниме-индустрии система студийного подряда, когда крупная компания оплачивает производство анимации на крошечных студиях, получая все прокатные права и доходы с продаж, выплачивая автору производства лишь изначально согласованную контрактом количество денег.
По-видимому, это способствует художественному разнообразию продуктов, так как на едва ли каждой небольшой студии-производителе занимается собственная команда дизайнеров и актеров, реализующая в своих творениях уникальный студийный стиль. Они могут не отвлекаться на последующее прокатное сопровождение мультфильмов, всецело посвящая себя творчеству.
Как ни крути, это значительно сокращает доходы, которые композиторы могут получить от производства даже очень популярного аниме, так как они не могут ставить на на проценты от прибылей. Поэтому сценаристам приходится компенсировать качество количеством, не имея стандартной для американских и европейских актеров возможности несколько лет заниматься производством одного фильма,.
Обычно сценаристы либо использовали западные сюжеты, скажем, популярный американский комикс и мульт-сериал «Кот Феликс», либо, гораздо чаще, – экранизировали классические китайские и японские сказки, рисуя их как в стиле традиционной японской графики, так и в европейских стилях.
|