//serge.at.ua/
Пятница, 20.06.2025, 11:32
Меню сайта

Форма входа

Календарь новостей
«  Июль 2008  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Друзья сайта
http://footballmh.at.ua/

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18

Главная » 2008 » Июль » 24 » Те ли зрители?
Те ли зрители?
17:24

                              Те ли зрители?


Почему это происходит? Почему каждый день миллионы людей включают свои
телевизоры, давая жизнь этой вселенной, которая помещается на площади
меньшей, чем четверть квадратного метра, но при этом обладает большим
влиянием, чем парламенты и правительства? Вы уже догадались, что
однозначный ответа на этот вопрос врядли возможен. Но зато он дает
блестящую возможность выделить основные категории в нашей самой, наверное,
массовой общности. Потому что разные люди, включая "ящик" стремятся к
совершенно разному, и совершенно разное получают. Итак, какие бывают
телезрители?

1. Эстет. Это любитель высокого искусства. Прошли те времена, когда
Феллини-Бергмана-Тарковского можно было увидеть только на фестивалях да в
нескольких специальных кинотеатрах. Теперь в программе каждой недели
попадается один-два фильма, мимо которых настоящий ценитель просто не может
пройти. И хотя наш эстет предпочитает смотреть шедевры на большом экране, в
обществе себе подобных экзотических цветков, пропустить настоящую жемчужину
по телевизору он просто не может. Поэтому, получив новый номер ТВ-Парка, он
просматривает его с маркером в руках и выискивает перлы кинематографа. К
просмотру он готовится серьезно и основательно, настраивает себя духовно,
иногда даже читает что-нибудь из критики или первоисточников. После
просмотра долго анализирует свои переживания и обсуждает шедевр с немногими
достойными друзьями.

2. Фанат. Знает все: фамилии актеров, режиссеров и ведущих, кто носит
парик, кто чем болеет, у кого от кого дети, у кого от кого муж. Его (ее)
привлекают не столько фильмы или передачи, сколько Телевидение или
Кинематограф с большой буквы, как явление культуры и общества. Он очарован
настолько, что собственная жизнь представляется состоящей в основном их
досадных помех. В тайне мечтает стать звездой экрана. Часто в конце концов
действительно становится специалистом и имеет шансы стать киноведом,
обозревателем или рекламным агентом. Если же это не удается - готов
удовольствоваться и более скромной ролью, чтобы подобно старому билетеру из
"Последнего киногероя" сказать: "Все-таки я работаю в шоу-бизнесе!"

3. Интеллектуал. О телевидении говорит презрительно и высокомерно, любит
вскользь напомнить о том, что он телевизор не смотрит вообще. Однако, мы
смело относим его к одной из категорий телезрителей, поскольку его
отрицание массовой культуры далеко не абсолютно.

Во-первых, он часто пытается использовать телевизор, как источник полезной
информации, и потому делает исключение для учебных передач или выискивает в
новостях сведения, которые почему-то считает полезными. Что именно его
заинтересует, предсказать невозможно, поскольку руководствуется он своей
собственной, совершенно иррациональной системой. Кроме того он любит
смотреть на своих собратьев-интеллектуалов в разнообразных конкурсах на
эрудицию и сообразительность. При этом, разумеется, он стремится дать
правильный ответ раньше игрока на экране, и, доказывая себе свое
превосходство. Телевизор, вообще идеальный объект для демонстрации своего
превосходства - он же не может возразить.

Во вторых же интеллектуал иногда, совершенно неожиданно, оказывается
бессилен перед каким-нибудь сентиментальным сериалом или глупой комедией.
Тогда ему остается только придумать оправдание своему интересу, но при его
уровне интеллекта и эрудиции это не проблема. Обычно он объясняет, что
несмотря на очевидную глупость этого жанра, ему удается почерпнуть из него
весьма полезные сведения, например об обычаях или характере той или иной
страны.

4. Бизнесмен. Социальный анализ показал, что человек всецело посвятивший
себя деловому успеху смотрит телевизор довольно мало, и, при этом выбирает
только новости и спорт. Новости позволяют быть в курсе событий и
вооружиться информацией на случай общения с сильными мира сего. Спортивные
же передачи поддерживают дух конкуренции, "спортивную злость" и позволяют
выпустить сдерживаемую агрессию. Стоит ли говорить, что он будет смотреть
все, что смотрит его босс или важный деловой партнер.

5. Обыватель. Смотрит все подряд. Включает телевизор, входя в дом, и, с
невероятным усилием, выключает его перед сном. На содержание передач
особого внимания не обращает, фон нужен ему для того, чтобы отключиться от
собственных мрачных мыслей (либо от их отсутствия). Почти всегда не
сосредотачивается на том, что ему говорят и показывают, и потому становится
особенно легкой добычей для подсознательного внушения со стороны
рекламщиков и агитаторов. Телепередачи вызывают в нем лишь раздражение, как
впрочем и многие другие явления жизни. Поэтому обращает он внимание лишь на
то, что вызывает особенную неприязнь - например сильно надоевший рекламный
клип. Если он и выскажет свое мнение, то это будет брюзжание. Не способен
воспринять сложную сюжетную линию или какое-нибудь протяженное по времени
построение сюжета, поскольку внимание его постоянно соскальзывает,
отключается. Особенно восприимчив к чернухе, плохим новостям, мрачным
предсказаниям.

Уловив в потоке информации какую-нибудь мысль любит с ней поспорить, вовсю
пользуясь безответностью телевизора. Со временем телезритель-обыватель
настолько привыкает к общению с "ящиком", что переносит эту манеру
коммуникации и на людей. Когда встречаются два таких человека, они очень
мило беседуют, не слыша друг друга. Похожего эффекта можно добиться,
поставив напротив друг друга два работающих телевизора.

6. Технарь. Его интересуют прежде всего возможности аппаратуры. Такой
человек, слушая музыку, интересуется прежде всего частоткой, мощностью и
динамическим диапазоном (не говоря уже о соотношении сигнал/шум). К
сожалению, телевидение тут может предложить не очень много - то ли дело
стерео или видео! Но все же именно для таких людей создано широкоформатное
телевидение, телевидение высокого разрешения, полиэкран и много другое,
вплоть до телевизора-подхалима, который готов поворачивать экран за
хозяином. В передачах его интересуют достижения компьютерной графики и
прочие подобные чудеса. Как ни странно, новые изобретения не вызывают в нем
восторга, потому, что он гневно отвергает все, что можно заподозрить в
кустарщине и самодельшине. Ему нужны не шедевры мысли, а шедевры
технологии.

7. Пикейный жилет. Категория "пикейных жилетов" блестяще описана Ильфом и
Петровым в их бессмертном романе. Но в те времена они вынуждены были
общаться между собой и довольствоваться газетами. Теперь же, благодаря
телевидению, они могут черпать политически новости буквально ведрами и без
малейших усилий. Они же время от времени пишут в любимые передачи письма,
содержание которых сводится все к тем же концепциям: "Чемберлен - это
голова! Ему палец в рот не клади." Разумеется тоже любят побеседовать с
телевизором, находя в нем идеального собеседника.

8. Психоделик. В застойные времена, когда определенной категории людей
смотреть телевизор было просто невозможно, в следствии их полной
идиосинкразии к трескучим лозунгам, было создано немало способов смотреть
телевизор разными экзотическими способами. Самый распространенный состоял в
том, чтобы включить телевизор без звука и одновременно запустить магнитофон
или приемник. Мелькающему экрану в этом варианте отводилась роль своего
рода светомузыки. Народные исполнители и вожди, открывавшие рот под звуки
рок-н-ролла сопровождали тогда многие молодежные тусовки.

Более эксцентричные любители психоделика шли дальше. Они могли поставить
телевизор на бок или (о, ужас!) нарисовать на экране сетку прицела. В таком
обрамлении, смею вас заверить, все новости воспринимались совсем иначе!

Нет никаких оснований считать, что постаревшие тусовщики прошлых лет или
кое-кто из нынешних неформалов не практикует время от времени
психоделические способы просмотра телепрограмм.

9. Домохозяйка. Разумеется это слезливые сериалы и подобные же фильмы.
Сериалы выполняют ту миссию, для которой собственно и создаются - позволить
человеку проживать вторую жизнь, одновременно со своей собственной, жизнь
более красочную и насыщенную. Их родословная восходит по прямой линии к
книжке "Роковая любовь" цитируемой в пьесе "На дне". Зрительницы "мыльных
опер" получают столь необходимую им эмоциональную поддержку -
почувствовать, сто ты не один, что у кого-то еще тоже хватает проблем, что
все, в конце концов, устраивается к лучшему - это действительно очень
важно. И действительно, не далеко от истины. Так что смотрите, на здоровье!
Только за переживаниями не забудьте во-время вынуть пирог из духовки.

                                                            Владимир Ефимов



                           Не верь глазам своим


     Твои глаза словно пепел -
     Ты видишь только то, что есть.
     Гребенщиков

Большинство людей считают, что они видят то, на что смотрят. И даже более
того - видят его таким, какое оно есть. Этот предрассудок породил и
продолжает порождать множество недоразумений и предрассудков. На самом
деле, это далеко не так, и причина здесь не в том, что люди предвзяты,
внушаемы или недобросовестны. Дело в самой человеческой природе, начиная от
анатомии глаза и кончая историей вида Homo Sapiens.

Взглянем на анатомию. Глазное дно является чем-то большим, чем просто
чувствительный слой камеры Обскура. Это маленький но довольно мощный
компьютер, который производит предварительную обработку видимого. По
зрительному нерву идет гораздо меньше информации, чем ее фиксирует взгляд,
картинка уже обработана, и в мозг, видимо, поступают сведения об образах,
содержащихся в ней. Причем, выделение этих образов происходит абсолютно
бессознательно, даже без участия мозга.

Взглянем теперь на физиологию. Достаточно взглянуть на окулограмму -
график, изображающий движение глаза при рассматривании объекта - чтобы
понять, что работа глаза похожа не на процесс фотографирования, а, скорее,
на движение узкого луча прожектора или пальцев слепого, ощупывающего
предмет. Понятно, что при таком подходе в поле внимания оказываются только
те детали, которые его привлекают. Один увидит одно, а другой другое.

Способность достраивать образ по отрывочным элементам, это фундаментальная
способность зрительного аппарата. Те из наших предков, которые не могли
быстро (то есть бессознательно) "увидеть" саблезубого тигра, когда из-за
дерева торчит только хвост и нос, просто не выжили.

Всмотритесь в эту картинку, покажите ее своим знакомым, и спросите себя и
их: "Что здесь изображено?"

9 из 10 не задумываясь ответят: "Треугольник", хотя, строго говоря,
никакого треугольника здесь нет. А если всмотреться в него пристально, то
вы действительно увидите линии, соединяющие обрывки сторон. Увидите линии,
там, где их нету.

Когда мы не видим того, что есть, это обычно списывается на рассеянность,
недостаток внимания, хотя и здесь бываю своего рода рекорды. При мне
человек с двух шагов не увидел велосипеда - тут фокус был в привычке.
Велосипед несколько лет простоял на этом мете в коридоре, потом его
продали. А когда на том же месте появился новый, то его просто не заметили
- настолько он легко вписался в привычное место.

Гораздо интереснее, когда мы видим то, чего нет, как в примере с невидимыми
линиями. Не буду описывать здесь истории видений святых, дьяволов,
пришельцев и т.п., поскольку многие относятся к этим явлениям весьма
серьезно, и мне не хотелось бы кого бы то ни было обижать. Обратимся к
случаям однозначным.

Самая известная история произошла в Соединенных Штатах в середине века,
когда социальное место нынешнего телевидения занимало тогдашнее
радиовещание. Я говорю о знаменитой радиопостановке "Войны Миров" Орсоном
Уэллсом. Режиссер перенес действие романа своего великого однофамильца в
современность и поставил его в форме прямого репортажа о высадке марсиан.
Правда трижды - в начале передачи, в конце и в середине - сообщалось, что
это всего лишь постановка, но несмотря на это в стране началась паника. По
данным последних исследований, ей поддался миллион человек. И четверть из
них марсиан ВИДЕЛИ! 250 000 американцев видели то, чего не было.

А несколько раньше на том же материке, во время открытия его Колумбом,
произошел другой забавный случай. Туземные индейцы НЕ ВИДЕЛИ в море
каравелл. Они не могли увидеть то, что не укладывалось в их сознании.

Вот еще одна характерная ситуация, которую приходилось переживать многим.
Случалось ли вам столкнуться случайно со знакомым и в первый момент его не
узнать? Вы смотрите на человека и видите совершенно незнакомое лицо, и
вдруг, в момент узнавания оно как бы отливается в форму того образа,
который хранился в памяти, и мгновенно и неуловимо меняется. И вот уже
перед вами стоит другой человек.

Так что прав был мудрец и философ Козьма Прутков, произнося свое знаменитое
"...не верь глазам своим!". Относитесь критично к тому что вы видите, и
помните, что это еще не действительность. И уж тем более критично
относитесь к свидетельствам очевидцев. Опытные следователи говорят: "Чем
больше свидетелей, тем путаней картина".

И возьмите на вооружение высказывание одного маститого астронома, который
послушав дискуссию коллег о важности в их работе хорошего зрения и
качественного оборудования сказал: "Телескоп конечно важен. Важны и глаза.
Но гораздо важнее нечто, находящееся позади глаз."

                                                            Владимир Ефимов



                               Опасные игры


Случается, что в компании бывает нечем заняться, и на общество опускается
скука. Скука - мать многих пороков и причина многих преступлений, причем
совершаются преступления именно тогда, когда человек начинает со скукой
бороться. Поэтому, прежде чем предложить вашему вниманию несколько занятных
развлечений, я несколько углублюсь в историю.

Наверное научную психологию, психоанализ можно смело назвать порождением
прогресса, во всяком случае возник он как раз в жюль-верновские времена, на
гребне технологической революции. Тогда все это было в новинку и вызывало
безудержный восторг. А сегодня мы уже знаем, среди всего множества игрушек,
которые прогресс подарил человечеству, безопасных почти нет. Так и с
психологией. В замечательном фильме Формана "Полет над гнездом кукушки"
очень ярко показано, во что могут превратиться приемы психотерапии в
нечистых руках. А говорю я это все к тому, чтобы всякий, решивший читать
дальше знал: даже к самым невинным психологическим играм следует отнестись
с большой осторожностью.

О каких играх идет речь? Видимо в определенных кругах их знали и до
появления психоанализа. В "Идиоте" Достоевского описана игра, в которую
играет благородное общество по предложению скользкого типа по фамилии
Фердыщенко. Игра заключается в том, что каждый из присутствующих должен по
очереди рассказать о самой большой подлости, совершенной им в жизни.

Такое действие являет собой не что иное, как облегченный вариант
психотерапевтической процедуры, правда в чрезвычайно жесткой постановке. Я
хочу предложить вам более легкие и привлекательные варианты.

Мечта

Форма кругового рассказа имеет свои преимущества. Но вместо того, чтобы
рассказывать о подлостях, можно поговорить о чем-нибудь приятном. Например,
помечтать. Пусть каждый из присутствующих расскажет, по возможности
откровенно, о своем представлении об идеале в некоторой области. Темы могут
быть в таком стиле:

        o Как бы я потратил 1000000$?
        o Как я представляю себе рай?
        o Какой бы я хотел иметь дом?
        o Что бы я сделал, если бы был всемогущим?
        o Что бы я сделал, если бы был главой государства?

Мечтать, как известно, не вредно. Вредно не мечтать.

Угадай, кто он?

Есть популярная игра для компании, состоящая в том, что водящий должен
угадать кого-то из присутствующих, задавая вопросы о его качествах. Но если
изменить характер вопросов, то можно придать этой игре несравненно более
глубокое содержание и даже оттенок некоторой интимности.

Правила таковы. Водящий выходи за дверь. Все прочие в его отсутствие
загадывают одного человека из своего числа. Затем водящий возвращается, и
приступает к угадыванию, используя исключительно вопросы, связанные с
ассоциациями:

        o На какое растение похож этот человек?
        o На какое животное?
        o На какой предмет мебели?
        o На какое строение?

И дальше в таком же духе.

Все решают обстоятельства

Задача та же, что и в предыдущей игре - угадать одного из присутствующих.
Но в качестве источника информации предлагается не ассоциация, а описание
некоторых обстоятельств. Например:

        o Как устроился бы этот человек на необитаемом острове?
        o Каким было бы сказочное королевство, в котором он оказался бы
          королем?
        o Кем мог бы он быть в Сказке?
        o Кем мог бы он быть в фантастическом романе?
        o ... в рыцарские времена?
        o ... в первобытные времена?
        o ... в детективном романе?

То есть выбирается некоторый всем хорошо известный условный мир и
таинственная личность помещается в него.

Все эти и другие подобные игры помогают не только скоротать время. Они дают
возможность больше узнать друг о друге, лучше друг друга понять. Причем эти
знания могут коснуться и довольно глубоких пластов подсознания. Но в этом и
заключается главная опасность. Если в вашей компании царит не вполне
доброжелательная атмосфера, то кто-то вполне может не устоять перед и
искушением, и, воспользовавшись игровой формой высказать о тайном враге
все, что он о нем думает. Тут недалеко и до скандала.

Однако, если пользоваться психологическими играми с должным тактом, то это
хорошее средство сделать скучный вечер - интересным и незабываемым, а
проводящих его вместе с вами приятелей - друзьями.

                                                            Владимир Ефимов


                              Как настроение?


Часть 1. Чернее черного

     №45 (131) ноябрь 1996г.

     Я решил исчезнуть с лица земли, оставшись
     тем не менее в живых; покинуть этот мир,
     продолжая существовать...
     Эдгар По.

Бывают моменты, когда ситуация представляется безысходной, когда результат
выглядит ничтожным, а усилия - тщетными, когда общение с миром и с людьми
приносит больше боли, чем радости. Бывает, что самые близкие люди
отказываются понимать, и действуют так, будто нарочно хотят причинить
страдание. Бывает так, что мечешься, как в заколдованном круге, и не можешь
добиться улучшения. Но выход есть всегда! И часто в конце концов
оказывается, что он рядом. Надо только знать, как его найти...

Трудно представить себе счастливчика, который за всю жизнь не пережил ни
одного тяжелого периода. Причины могут быть разные - несчастная любовь или
неудача в карьере, неожиданное "лобовое" столкновение с последствиями своих
прошлых грехов или глупостей. Жизнь иногда преподносит нам удары настолько
сильные и внезапные, что на первых порах об активном и позитивном
отреагировании просто не может быть и речи. Слишком остра душевная боль.
Настолько, что главной проблемой становится уже не внешняя ситуация, а
собственные внутренние ощущения. Природа устроила нас мудро, и даже в самых
трагических случаях со временем боль слабеет. Но нельзя ли предпринять
что-нибудь, чтобы скорее выйти на свет? Чтобы вернуть себе способность
снова действовать эффективно?

Конечно, двух одинаковых кризисов не бывает, как не бывает двух одинаково
несчастных семей, и лучшего эффекта можно добиться лишь при индивидуальной
работе. Но все же во всех кризисных ситуация есть и что-то общее, что
позволяет говорить о проблеме в целом.

Какие же средства душевной анестезии, и душевной скорой помощи можно
посоветовать тем, кому сейчас тяжело?

В самый тяжелый период, обычно сразу после удара, возникает непреодолимое
желание скрыться, исчезнуть, бежать от боли. Тут приходит на ум пушкинский
рецепт на случай "черных мыслей": Откупори шампанского бутылку, иль перечти
"Женитьбу Фигаро". Против первого варианта следует возразить категорически.
Одно из правил употребления алкоголя (для тех, кто не в состоянии
отказаться от него вообще) предписывает ни в коем случае не пить "с горя",
при депрессии. А второй вариант может оказаться спасительным. Старая
любимая книга, любимое видео, перенесет вас на час - другой в мир грез, а
там, глядишь, станет и полегче. Может даже удастся взглянуть на ситуацию
более трезво и отстраненно. Если вы не в состоянии читать или смотреть
кино, или если у вас нет такой возможности, может помочь очень долгая
прогулка, а если говорить не о часах, а о днях, то хорошо будет куда-нибудь
съездить. Но в любом случае, опасайтесь напугать своих близких - ваши
проблемы, это ваши проблемы, да и излишняя забота может оказаться в
тягость.

        o Средство первое: Покиньте мир. Но не надолго.

Острый период миновал, но много легче не стало. Мрачное настроение
периодически наваливается на вас, превращая жизнь в ад. Хорошо тому, у кого
есть друг с которым можно поделиться. А если это не в вашем характере -
перекладывать на кого-то свои проблемы? Начните вести дневник. Это не
только идеальный собеседник. Вы сможете лучше осознать проблему, излагая ее
на бумаге. Но и это не главное преимущество. Когда кризис пройдет (а
пройдет он обязательно!), не выбрасывайте свои записки. Храните их и тогда,
по прошествии многих лет вас может ожидать удивительное открытие. Ситуации
часто повторяются. Сейчас вам не до этого, но пройдут годы и вы положите
перед собой два дневника, старый и нынешний, и увидите, что одни и те же
чувства у вас вызывают совершенно разные люди. И, сделав еще один шаг к
мудрости, вы поймете, что дело - в вас. Такое лечение часто оказывается
радикальным.

        o Средство второе: Ведите записи.

Если вам и правда так тяжело, если вас посещают мысли о бегстве, или даже о
самоубийстве, если появилось желание "бросить все, отпустить себе бороду и
бродягой пойти по Руси" - оцените все то, что вам пришлось бы оставить,
уходя. Мысль о бегстве всегда спасительна. Каждый из нас, теоретически,
имеет право на такой романтический шаг - обрубить все концы и начать новую
жизнь где-нибудь на севере, или в горячей точке. Каждый человек имеет
некоторые шансы, даже начиная с нуля. Но насколько больше ваши возможности
сейчас, когда у вас есть... Я не знаю ваших активов, но в любом случае они
больше, чем ничто, и, почти всегда, несравненно больше даже того, чего вы
лишились (или не смогли приобрести). Оцените то что у вас осталось, будь то
имущество, родственники, здоровье или образование, и вы поймете, что
отчаяние так же нелепо, как самоубийство бизнесмена, потерявшего два
миллиона из трех.

        o Средство третье: Оцените, что у вас осталось.

Каждое владение, материальное ли, духовное ли, помимо преимуществ, приносит
свои проблемы и неудобства. Иногда это может прозвучать кощунственно, но в
самой тяжелой потере всегда есть какие-то плюсы. Подумайте об этом.
Подумайте об обретенной свободе, о полученном опыте, о том что отчаяние
можно обратить в энергию, которая принесет вам больше того, что вы
потеряли. И как бы тяжело не было ваше состояние сейчас, эти мысли станут
первым шагом к новой жизни.

        o Средство четвертое: Найдите хороше стороны в вашей проблеме.

№46 (132) ноябрь 1996г.

Часть 2. Выйти на свет

     Французский мудрец однажды заметил,
     что сетующий господин в послащенном
     поршезе часто бывает носим веселыми
     носильщиками.

     Козьма Прутков.

Есть у японцев в языке идиома, которая в буквальном переводе на русский
звучала бы приблизительно как "человек, умеющий жить", но смысл в эти слова
изощренные азиаты вкладывают совсем не тот, что мы с вами. Они называют так
не среднее между практиком и прохиндеем а, совсем наоборот, человека,
умеющего находить радость в каждом мгновении жизни, независимо от внешних
обстоятельств. Это способность радоваться мелочам, или если угодно,
правильно соразмерять масштабы, потому что, подумайте, что значительнее -
пастельная полоска рассвета между домами напротив сегодня утром, или
недовольная гримаса начальника вчера днем? Вы уже знаете ответ. Но секрет
не в том, чтобы понять, что радоваться лучше, чем печалиться. Несмотря на
очевидные преимущества положения богатого и здорового многие все же
остаются бедными и больными.

Так что сегодня я не буду убеждать вас, что лучше быть веселым нежели
сетующим, но постараюсь дать несколько практических рекомендаций,
позволяющих приблизиться к этому блаженному состоянию. Есть множество
техник, позволяющих вызывать данное состояние более-менее по заказу, но все
они, будь то восточная медитация или модное в наше время
нейролингвистическое программирование, требуют времени, усилий, и главное
индивидуальной работы. Поэтому ограничимся приемами, может быть, менее
действенными, но более универсальными.

Следите за природой своих состояний. Иногда бывает, например, что вас
преследует тревога или беспокойство по какому-нибудь поводу. А потом повод
исчезает, а беспокойство остается, вы замечаете это, отбрасываете, наконец,
тревогу и расправляете плечи. Это вы сделали правильно. Но вдвойне
правильно было бы обратить внимание на этот момент, и, так сказать поймать
свое подсознание за руку - вот оно, плохое настроение безо всякой причины!
Проделав такой ход один раз, вам гораздо легче будет повторять его в
будущем, когда вы уже будете на личном опыте знать, что настроение не имеет
прямой связи с причинами. Испытав же позитивное состояние, старайтесь его
запомнить, зафиксировать, чтобы попробовать воспроизвести позже.

        o Прием первый: Учитесь у себя своим состояниям.

Если ваше настроение представляется настолько плохим, что не жалко
потратить некоторое время на его улучшение, то смело можете провести его за
занятием, безусловно его улучшающим. Настроение улучшается при рисовании.
Это факт научный. И не смущайтесь, если вы не умеете рисовать, или если
получается не то, что хотелось. Не выходит рисовать предметы - займитесь
беспредметной живописью, может ее ради вас и придумали. Есть только два
обязательных условия. Рисовать нужно красками и на большом формате. Если вы
попробуете создать миниатюру, эффект может получиться обратный, поскольку
мелки движения требуют собранности и концентрации. Это несерьезное занятие
действительно приносит замечательный результат.

        o Прием второй: Рисуйте!

Даже когда вы научитесь управлять своими состояниями, все равно не удастся
все время пребывать в радужной эйфории. Да это, наверное, и не надо. Лучше
прибегнуть к принципу, которым мы уже пользовались - обратить недостатки в
достоинства. Может быть в негативном состоянии лучше заняться каким-нибудь
серьезным делом? А когда совсем грустно написать стих? Или устроить стирку?
Большинству состояний можно найти разумное, полезное, а иногда и приятное
применение.

        o Прием третий: Найдите применения различным состояниям.

Вольтер в своем "Кандиде" после всех приключений приводит своих героев и
читателей к удивительной панацее, универсальному средству, помогающему во
многих нуждах, и, в числе прочего, охраняющему от хандры. В устах одного из
персонажей рецепт звучит так: "Возделывайте свой сад". Вот оно, волшебное
средство, помогающее от любых передряг - работа. Работа помогает, когда
совсем тяжело и хочется отвлечься от своих проблем. Тогда на нее
набрасываются с ожесточением, забывая обо всем за кругом привычных
обязанностей. Работа помогает и тогда, когда просто на душе невесело, она
дает чувство преодоления, достижения, позволяет почувствовать свое
достоинство безотносительно к чьей-либо оценке. Ну и конечно, работа, как
психотерапевтическое средство, имеет одно неоспоримое преимущество, перед
всеми другими: за нее платят. Так что воспользуйтесь советом Вольтера:

        o Прием четвертый: Возделывайте свой сад

Если же работа сама по себе вызывает у вас раздражение, то это предмет
отдельного разговора.

                                                            Владимир Ефимов

Просмотров: 470 | Добавил: SERGE | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz