//serge.at.ua/
Пятница, 20.06.2025, 14:06
Меню сайта

Форма входа

Календарь новостей
«  Июль 2008  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Друзья сайта
http://footballmh.at.ua/

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18

Главная » 2008 » Июль » 23 » БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
20:10
 А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека /  Проб-
лемы развития психики. 4-е издание. М., 1981. С.193-218.

   А.Н.Леонтьев
   БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
   1
   Проблема биологического и социального имеет  для  научной  психологии
решающее значение.
   Я, разумеется, не имею в виду представить здесь обзор работ,  которые
велись в Советском Союзе в рамках этой  проблемы  на  протяжении  многих
лет. Я ограничусь изложением только некоторых итогов последних  исследо-
ваний, которые были выполнены мной вместе с моими сотрудниками  Ю.Б.Гип-
пенрейтер, О.В.Овчинниковой и другими в Московском университете.
   Исследования эти были посвящены изучению  особенностей  человеческого
слуха.
   Почему же в ходе разработки проблемы биологического и социального  мы
пришли к исследованию такой специальной области,  как  область  слуховых
ощущений? В чем состоял замысел наших исследований?
   Чтобы ответить на эти вопросы, я должен буду остановиться на тех иде-
ях и гипотезах, которые были для нас ведущими.
   Это прежде всего идея о том, что развитие психических функций и  спо-
собностей, специфических для  человека,  представляет  собой  совершенно
особый процесс.
   Процесс этот принципиально отличается не только от процесса разверты-
вания биологически унаследованного поведения. Он отличается также  и  от
процесса приобретения индивидуального опыта.
   Развитие, формирование психических функций и способностей, свойствен-
ных человеку как общественному существу, происходит в совершенно  специ-
фической форме ѕ в форме процесса усвоения, овладения.
   Постараюсь объяснить, что я под этим разумею.
   На протяжении истории человеческого  общества  люди  прошли  огромный
путь в развитии своих психических способностей. Тысячелетия общественной
истории дали в этом отношении гораздо больше, чем  сотни  миллионов  лет
биологической эволюции животных.
   Конечно, достижения в развитии психических функций и способностей на-
капливались постепенно, передаваясь от поколения  к  поколению.  Значит,
достижения эти так или иначе закреплялись. В противном случае  их  прог-
рессивное и к тому же все ускоряющееся развитие было бы невозможно.
   Но как именно эти достижения могли закрепляться и передаваться следу-
ющим поколениям? Могли ли они закрепляться в форме морфологических, био-
логически наследуемых изменений?
   Нет. Хотя биологическая наследственность, конечно,  существует  и  на
уровне человека, однако ее действие прямо не распространяется на те при-
обретения в сфере психического развития, которые человечество сделало на
протяжении последних 40 или 50 тысячелетий, т. е. после того, как совре-
менный тип людей биологически окончательно сложился и  человеческое  об-
щество перешло от предыстории к историческому развитию ѕ процессу,  пол-
ностью, управляемому действием объективных общественных законов.
   Начиная с этого момента достижения в развитии психических  способнос-
тей людей закреплялись и передавались от поколения к поколению в  особой
форме, а именно в форме внешнепредметной, экзотерической.
   Эта новая форма накопления и передачи филогенетического (точнее,  ис-
торического) опыта возникла  потому,  что  характерная  для  людей  дея-
тельность есть деятельность продуктивная, созидательная.  Такова  прежде
всего основная человеческая деятельность ѕ труд.
   Фундаментальное, поистине решающее значение этого факта было  открыто
более 100 лет тому назад. Открытие это принадлежит основоположнику науч-
ного социализма Марксу.
   Труд, осуществляя процесс производства (в обеих его формах ѕ  матери-
альной и духовной), кристаллизуется в своем продукте, То, что со стороны
субъекта проявляется в форме деятельности (Unruhe), то в продукте высту-
пает в форме покоящегося свойства (ruhende Eigenschaft), в  форме  бытия
или предметности (Маркс).
   Процесс этого превращения можно рассматривать с  разных  сторон  и  в
разных отношениях. Можно рассматривать его со стороны количества  затра-
чиваемой рабочей силы в отношении к количеству произведенного  продукта,
как это делает политическая экономия. Но можно рассматривать  его  и  со
стороны содержания самой деятельности субъекта, абстрагируясь от  других
его сторон и отношений. Тогда указанное  превращение  человеческой  дея-
тельности в ее продукт выступит перед нами как процесс воплощения в про-
дуктах деятельности людей их психических особенностей, а история матери-
альной и духовной культуры ѕ как процесс, который во внешней, предметной
форме    в
позволяло условно выражать силу давления (нажимания) на пластину  числом
генерируемых колебаний в секундах, т.е. в герцах.
   Задача на первом этапе работы состояла в том, чтобы образовать у  ис-
пытуемых условную связь между частотой воздействующего звука и  степенью
статического усилия мышц руки. В опытах участвовали три испытуемых.
   Испытуемому давался чистый тон (100 ѕ 500 Гц), на который  он  должен
был реагировать нажиманием руки.
   Экспериментатор давал оценку каждой ответной реакции, подкрепляя слу-
чаи, когда сила нажима совпадала с условно связанной с ней частотой зву-
ка. Сам испытуемый звука, генерируемого прибором, не слышал.
   В результате этих опытов, продолжавшихся 25 ѕ 33 сеанса  по  40  мин,
условная связь "высота звука ѕ степень мышечного усилия" образовалась  у
всех испытуемых.
   Сравнение средней ошибки мышечной реакции после первого  сеанса  и  в
конце опытов дает следующие цифры (в условных единицах):  у  испытуемого
К. ѕ 65 и 1, у испытуемого Б. ѕ 65 и 5, у испытуемого Л. ѕ 25 и 10.
   Мы установили далее, что при переходе к звукам других тембров (у,  и,
а) выработанная слухо-проприоцептивная связь полностью сохраняется.
   Это важное явление свидетельствовало о том, что мышечная реакция с ее
проприоцептивной сигнализацией связывалась именно  с  основной  частотой
звука. Но приобрели ли у наших испытуемых  мышечные  напряжения  функцию
выделения высоты?
   Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели измерения порога выделения.
В результате мы получили следующие цифры.
   Испытуемый К.: порог выделения до опытов 1994 цента, после  опытов  ѕ
700.
   Испытуемый Б.: до опытов ѕ 1615 центов, после опытов ѕ 248.
   Испытуемый Л.: до опытов ѕ 828 центов, после опытов 422.
   Итак, после опытов порог выделения уменьшился, хотя в ходе этих  опы-
тов испытуемые в различении  высоты  не  упражнялись.  Поэтому  мы  были
склонны объяснять полученное понижение порогов тем, что в механизм восп-
риятия испытуемых включилась связь между высотой звука и степенью мышеч-
ного усилия.
   Вместе с тем мы обратили внимание на то, что при высокой точности ус-
ловных мышечных реакций, достигнутой испытуемыми, понижение порогов  вы-
деления у двух из них (К. и Л.) оказалось недостаточно большим ѕ всего в
два раза.
   Чем можно было объяснить это явление?
   У нас сложилось впечатление, что у этих двух испытуемых при  переходе
к более сложной задаче сравнения разнотембровых звуков  функционирование
сформировавшейся связи разлаживалось. Поэтому мы продолжили с ними  опы-
ты. В результате оказалось, что, хотя точность мышечного  усилия  у  них
существенно не изменилась, пороги различения тем не менее сильно упали.
   Так, у испытуемого К. порог выделения уменьшился в 6 раз, а у испыту-
емого Л. ѕ почти в 9 раз.

ностей, условие, которое, конечно, играет важную  роль.  Таким  образом,
хотя эти системы и не определяются биологическими свойствами, они все же
зависят от последних.
   Другое условие ѕ это окружающий человека  мир  предметов  и  явлений,
созданный бесчисленными поколениями людей а их труде и борьбе. Этот  мир
и несет человеку истинно человеческое. Итак, если в  высших  психических
процессах человека различать, с одной стороны, их форму, т. е. зависящие
от их морфологической "фактуры" чисто динамические особенности, а с дру-
гой стороны, их содержание, т. е. осуществляемую ими функцию и их струк-
туру, то можно сказать, что первое определяется биологически,  второе  ѕ
социально. Нет надобности при этом подчеркивать, что  решающим  является
содержание.
   Процесс овладения миром предметов и явлений, созданных людьми в  про-
цессе исторического развития общества, и есть  тот  процесс,  в  котором
происходит формирование у индивида специфически человеческих  способнос-
тей и функций. Было бы, однако, громадной ошибкой представлять себе этот
процесс как результат активности сознания или действия "интенциональнос-
ти" в смысле Гуссерля и других.
   Процесс овладения осуществляется в ходе развития  реальных  отношений
субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его соз-
нания; а определяются конкретно-историческими, социальными условиями,  в
которых он живет, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь.
   Вот почему проблема перспектив психического развития человека и чело-
вечества есть прежде всего проблема справедливого и разумного  устроения
жизни человеческого общества ѕ проблема такого ее устроения, которое да-
ет каждому человеку практическую возможность овладевать достижениями ис-
торического прогресса и творчески участвовать в умножении этих  достиже-
ний.

   Я избрал проблему биологического и социального потому, что и  до  сих
пор еще существуют взгляды, которые утверждают фаталистическую  обуслов-
ленность психики людей биологической наследственностью. Взгляды эти  на-
саждают в психологии идеи расовой и национальной дискриминации, право на
геноцид и истребительные войны. Они угрожают миру и безопасности челове-
чества. Эти взгляды находятся в  вопиющем  противоречии  с  объективными
данными научных психологических исследований.

   1  Pieron  H.  Ouёestzce   que   Lёhominisation?   -   "Le   courrier
rationaliste"
   2 Stumpf C. Tonpsychologie. Bd.  1,  1883;  Bd  2,  1890;  Kohler  W.
Akustische Untersuchungen. - "Zeitsch, fur Psychol.", 1915, Bd 72.
   3 См.: Гиппенрейтер Ю.Б. К методике измерения звуковысотной  различи-
тельной чувствительности. - "Докл. Акад. пед.наук РСФСР", 1957, » 4.
   4 Там же.
   5 См.: Леонтьев А.Н. и Гиппенрейтер Ю.Б.  Влияние  родного  языка  на
формирование слуха. - "Докл. Акад. пед.наук РСФСР", 1959, » 2.
   6 Taylor. Towards a science of Mind. - "Mind", v.LXVI, 1957, » 264.
   7 Kohler W. Akustische Untersuchungen. - "Zeitsch. Fur Psychol.",  Bd
72, 1915.
   8 См.: Гиппенрейтер Ю.Б.  Экспериментальный  анализ  моторной  основы
процесса восприятия высоты звука. - "Докл. Акад. пед. наук РСФСР", 1958,
» 1.
   9 См.: Овчинникова О.В. О влиянии загрузки голосовых связок на оценку
высоты при звукоразличении. - "Докл. Акад. пед. наук РСФСР", 1958, » 1.
   10 См.: Овчинникова О.В. Тренировка слуха по "моторной"  методике.  -
"Докл. Акад. пед. наук РСФСР, 1958, » 2.
   11 См.: Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947.
   12 См.: Овчинникова О.В. О "сенсорной" тренировка звуковысотного слу-
ха. - "Докл. Акад. пед.наук РСФСР", 1959, N 1.
   13 Леонтьев О.М. Про будову слуховоi функцii людини. - Науковi запис-
ки науково-дослiдного iнститута психологii,  Мiнiстерство  Освiти  УРСР,
1959, т. XI.
   14 Леонтьев А.Н., Овчинникова О.В. О механизме звуковысотного  слуха.
- "Докл. Акад. пед.наук РСФСР", 1958, »N 3.
   15 Shannon E., McCathy  J.  Automata  Studies.  Princeton  University
Press, 1956.
   16 Bekesy G. Similarities between  Hearing  and  Skin  Sensations.  -
"Psychol. Rev.", 1959, v.66, » 1.
   17 См.: Чумак  А.Я.  Опыт  формирования  различительной  вибрационной
чувствительности. - "Докл. Акад. пед.наук РСФСР", 1962, » 3.
   18 См.: Овчинникова О.В. Опыт замещения  моторного  звена  в  системе
звуковысотного слуха. - "Докл. Акад. пед.наук РСФСР", 1960, » 3.
   19 См.: Земцова М.И. Пути компенсации  слепоты  в  процессе  познава-
тельной и трудовой деятельности. М., 1956.
   24



Просмотров: 587 | Добавил: SERGE | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz