Главная » 2008»Июль»23 » БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
20:10
А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека / Проб- лемы развития психики. 4-е издание. М., 1981. С.193-218.
А.Н.Леонтьев БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА 1 Проблема биологического и социального имеет для научной психологии решающее значение. Я, разумеется, не имею в виду представить здесь обзор работ, которые велись в Советском Союзе в рамках этой проблемы на протяжении многих лет. Я ограничусь изложением только некоторых итогов последних исследо- ваний, которые были выполнены мной вместе с моими сотрудниками Ю.Б.Гип- пенрейтер, О.В.Овчинниковой и другими в Московском университете. Исследования эти были посвящены изучению особенностей человеческого слуха. Почему же в ходе разработки проблемы биологического и социального мы пришли к исследованию такой специальной области, как область слуховых ощущений? В чем состоял замысел наших исследований? Чтобы ответить на эти вопросы, я должен буду остановиться на тех иде- ях и гипотезах, которые были для нас ведущими. Это прежде всего идея о том, что развитие психических функций и спо- собностей, специфических для человека, представляет собой совершенно особый процесс. Процесс этот принципиально отличается не только от процесса разверты- вания биологически унаследованного поведения. Он отличается также и от процесса приобретения индивидуального опыта. Развитие, формирование психических функций и способностей, свойствен- ных человеку как общественному существу, происходит в совершенно специ- фической форме ѕ в форме процесса усвоения, овладения. Постараюсь объяснить, что я под этим разумею. На протяжении истории человеческого общества люди прошли огромный путь в развитии своих психических способностей. Тысячелетия общественной истории дали в этом отношении гораздо больше, чем сотни миллионов лет биологической эволюции животных. Конечно, достижения в развитии психических функций и способностей на- капливались постепенно, передаваясь от поколения к поколению. Значит, достижения эти так или иначе закреплялись. В противном случае их прог- рессивное и к тому же все ускоряющееся развитие было бы невозможно. Но как именно эти достижения могли закрепляться и передаваться следу- ющим поколениям? Могли ли они закрепляться в форме морфологических, био- логически наследуемых изменений? Нет. Хотя биологическая наследственность, конечно, существует и на уровне человека, однако ее действие прямо не распространяется на те при- обретения в сфере психического развития, которые человечество сделало на протяжении последних 40 или 50 тысячелетий, т. е. после того, как совре- менный тип людей биологически окончательно сложился и человеческое об- щество перешло от предыстории к историческому развитию ѕ процессу, пол- ностью, управляемому действием объективных общественных законов. Начиная с этого момента достижения в развитии психических способнос- тей людей закреплялись и передавались от поколения к поколению в особой форме, а именно в форме внешнепредметной, экзотерической. Эта новая форма накопления и передачи филогенетического (точнее, ис- торического) опыта возникла потому, что характерная для людей дея- тельность есть деятельность продуктивная, созидательная. Такова прежде всего основная человеческая деятельность ѕ труд. Фундаментальное, поистине решающее значение этого факта было открыто более 100 лет тому назад. Открытие это принадлежит основоположнику науч- ного социализма Марксу. Труд, осуществляя процесс производства (в обеих его формах ѕ матери- альной и духовной), кристаллизуется в своем продукте, То, что со стороны субъекта проявляется в форме деятельности (Unruhe), то в продукте высту- пает в форме покоящегося свойства (ruhende Eigenschaft), в форме бытия или предметности (Маркс). Процесс этого превращения можно рассматривать с разных сторон и в разных отношениях. Можно рассматривать его со стороны количества затра- чиваемой рабочей силы в отношении к количеству произведенного продукта, как это делает политическая экономия. Но можно рассматривать его и со стороны содержания самой деятельности субъекта, абстрагируясь от других его сторон и отношений. Тогда указанное превращение человеческой дея- тельности в ее продукт выступит перед нами как процесс воплощения в про- дуктах деятельности людей их психических особенностей, а история матери- альной и духовной культуры ѕ как процесс, который во внешней, предметной форме в позволяло условно выражать силу давления (нажимания) на пластину числом генерируемых колебаний в секундах, т.е. в герцах. Задача на первом этапе работы состояла в том, чтобы образовать у ис- пытуемых условную связь между частотой воздействующего звука и степенью статического усилия мышц руки. В опытах участвовали три испытуемых. Испытуемому давался чистый тон (100 ѕ 500 Гц), на который он должен был реагировать нажиманием руки. Экспериментатор давал оценку каждой ответной реакции, подкрепляя слу- чаи, когда сила нажима совпадала с условно связанной с ней частотой зву- ка. Сам испытуемый звука, генерируемого прибором, не слышал. В результате этих опытов, продолжавшихся 25 ѕ 33 сеанса по 40 мин, условная связь "высота звука ѕ степень мышечного усилия" образовалась у всех испытуемых. Сравнение средней ошибки мышечной реакции после первого сеанса и в конце опытов дает следующие цифры (в условных единицах): у испытуемого К. ѕ 65 и 1, у испытуемого Б. ѕ 65 и 5, у испытуемого Л. ѕ 25 и 10. Мы установили далее, что при переходе к звукам других тембров (у, и, а) выработанная слухо-проприоцептивная связь полностью сохраняется. Это важное явление свидетельствовало о том, что мышечная реакция с ее проприоцептивной сигнализацией связывалась именно с основной частотой звука. Но приобрели ли у наших испытуемых мышечные напряжения функцию выделения высоты? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели измерения порога выделения. В результате мы получили следующие цифры. Испытуемый К.: порог выделения до опытов 1994 цента, после опытов ѕ 700. Испытуемый Б.: до опытов ѕ 1615 центов, после опытов ѕ 248. Испытуемый Л.: до опытов ѕ 828 центов, после опытов 422. Итак, после опытов порог выделения уменьшился, хотя в ходе этих опы- тов испытуемые в различении высоты не упражнялись. Поэтому мы были склонны объяснять полученное понижение порогов тем, что в механизм восп- риятия испытуемых включилась связь между высотой звука и степенью мышеч- ного усилия. Вместе с тем мы обратили внимание на то, что при высокой точности ус- ловных мышечных реакций, достигнутой испытуемыми, понижение порогов вы- деления у двух из них (К. и Л.) оказалось недостаточно большим ѕ всего в два раза. Чем можно было объяснить это явление? У нас сложилось впечатление, что у этих двух испытуемых при переходе к более сложной задаче сравнения разнотембровых звуков функционирование сформировавшейся связи разлаживалось. Поэтому мы продолжили с ними опы- ты. В результате оказалось, что, хотя точность мышечного усилия у них существенно не изменилась, пороги различения тем не менее сильно упали. Так, у испытуемого К. порог выделения уменьшился в 6 раз, а у испыту- емого Л. ѕ почти в 9 раз.
ностей, условие, которое, конечно, играет важную роль. Таким образом, хотя эти системы и не определяются биологическими свойствами, они все же зависят от последних. Другое условие ѕ это окружающий человека мир предметов и явлений, созданный бесчисленными поколениями людей а их труде и борьбе. Этот мир и несет человеку истинно человеческое. Итак, если в высших психических процессах человека различать, с одной стороны, их форму, т. е. зависящие от их морфологической "фактуры" чисто динамические особенности, а с дру- гой стороны, их содержание, т. е. осуществляемую ими функцию и их струк- туру, то можно сказать, что первое определяется биологически, второе ѕ социально. Нет надобности при этом подчеркивать, что решающим является содержание. Процесс овладения миром предметов и явлений, созданных людьми в про- цессе исторического развития общества, и есть тот процесс, в котором происходит формирование у индивида специфически человеческих способнос- тей и функций. Было бы, однако, громадной ошибкой представлять себе этот процесс как результат активности сознания или действия "интенциональнос- ти" в смысле Гуссерля и других. Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его соз- нания; а определяются конкретно-историческими, социальными условиями, в которых он живет, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь. Вот почему проблема перспектив психического развития человека и чело- вечества есть прежде всего проблема справедливого и разумного устроения жизни человеческого общества ѕ проблема такого ее устроения, которое да- ет каждому человеку практическую возможность овладевать достижениями ис- торического прогресса и творчески участвовать в умножении этих достиже- ний.
Я избрал проблему биологического и социального потому, что и до сих пор еще существуют взгляды, которые утверждают фаталистическую обуслов- ленность психики людей биологической наследственностью. Взгляды эти на- саждают в психологии идеи расовой и национальной дискриминации, право на геноцид и истребительные войны. Они угрожают миру и безопасности челове- чества. Эти взгляды находятся в вопиющем противоречии с объективными данными научных психологических исследований.
1 Pieron H. Ouёestzce que Lёhominisation? - "Le courrier rationaliste" 2 Stumpf C. Tonpsychologie. Bd. 1, 1883; Bd 2, 1890; Kohler W. Akustische Untersuchungen. - "Zeitsch, fur Psychol.", 1915, Bd 72. 3 См.: Гиппенрейтер Ю.Б. К методике измерения звуковысотной различи- тельной чувствительности. - "Докл. Акад. пед.наук РСФСР", 1957, » 4. 4 Там же. 5 См.: Леонтьев А.Н. и Гиппенрейтер Ю.Б. Влияние родного языка на формирование слуха. - "Докл. Акад. пед.наук РСФСР", 1959, » 2. 6 Taylor. Towards a science of Mind. - "Mind", v.LXVI, 1957, » 264. 7 Kohler W. Akustische Untersuchungen. - "Zeitsch. Fur Psychol.", Bd 72, 1915. 8 См.: Гиппенрейтер Ю.Б. Экспериментальный анализ моторной основы процесса восприятия высоты звука. - "Докл. Акад. пед. наук РСФСР", 1958, » 1. 9 См.: Овчинникова О.В. О влиянии загрузки голосовых связок на оценку высоты при звукоразличении. - "Докл. Акад. пед. наук РСФСР", 1958, » 1. 10 См.: Овчинникова О.В. Тренировка слуха по "моторной" методике. - "Докл. Акад. пед. наук РСФСР, 1958, » 2. 11 См.: Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947. 12 См.: Овчинникова О.В. О "сенсорной" тренировка звуковысотного слу- ха. - "Докл. Акад. пед.наук РСФСР", 1959, N 1. 13 Леонтьев О.М. Про будову слуховоi функцii людини. - Науковi запис- ки науково-дослiдного iнститута психологii, Мiнiстерство Освiти УРСР, 1959, т. XI. 14 Леонтьев А.Н., Овчинникова О.В. О механизме звуковысотного слуха. - "Докл. Акад. пед.наук РСФСР", 1958, »N 3. 15 Shannon E., McCathy J. Automata Studies. Princeton University Press, 1956. 16 Bekesy G. Similarities between Hearing and Skin Sensations. - "Psychol. Rev.", 1959, v.66, » 1. 17 См.: Чумак А.Я. Опыт формирования различительной вибрационной чувствительности. - "Докл. Акад. пед.наук РСФСР", 1962, » 3. 18 См.: Овчинникова О.В. Опыт замещения моторного звена в системе звуковысотного слуха. - "Докл. Акад. пед.наук РСФСР", 1960, » 3. 19 См.: Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познава- тельной и трудовой деятельности. М., 1956. 24