Предисловие
Я делаю себе маленькое облегчение. Это не просто чистая злоба, если в этом
сочинении я хвалю Бизе за счёт Вагнера. Под прикрытием многих шуток я говорю о
деле, которым шутить нельзя. Повернуться спиной к Вагнеру было для меня чем-то
роковым; снова полюбить что-нибудь после этого — победой. Никто, быть может, не
сросся в более опасной степени с вагнерианством, никто упорнее не защищался от
него, никто не радовался больше, что освободился от него. Длинная история! —
Угодно, чтобы я сформулировал её одним словом? — Если бы я был моралистом, кто
знает, как назвал бы я её! Быть может, самопреодолением. — Но философ не
любит моралистов... он не любит также красивых слов...
Чего требует философ от себя прежде всего и в конце концов? Победить в себе
своё время, стать «безвременным». С чем, стало быть, приходится ему вести самую
упорную борьбу? С тем, в чём именно он является сыном своего времени. Ладно! Я
так же, как и Вагнер, сын этого времени, хочу сказать decadent: только я понял
это, только я защищался от этого. Философ во мне защищался от этого.
Во что я глубже всего погрузился, так это действительно в проблему decadence,
— у меня были основания для этого. «Добро и зло» — только вариант этой проблемы.
Если присмотришься к признакам упадка, то поймёшь также и мораль — поймёшь, что
скрывается за её священнейшими именами и оценками: оскудевшая жизнь, воля
к концу, великая усталость. Мораль отрицает жизнь... Для такой задачи мне
была необходима самодисциплина: восстать против всего больного во мне,
включая сюда Вагнера, включая сюда Шопенгауэра, включая сюда всю современную
«человечность». — Глубокое отчуждение, охлаждение, отрезвление от всего
временного, сообразного с духом времени: и, как высшее желание, око
Заратустры, око, озирающее из страшной дали весь факт «человек» — видящее
его под собою... Для такой цели — какая жертва была бы несоответственной?
какое «самопреодоление»! какое «самоотречение»!
Высшее, что я изведал в жизни, было выздоровление. Вагнер принадлежит
лишь к числу моих болезней.
Не то чтобы я хотел быть неблагодарным по отношению к этой болезни. Если этим
сочинением я поддерживаю положение, что Вагнер вреден, то я хочу ничуть
не менее поддержать и другое, — кому он, несмотря на это, необходим —
философу. В других случаях, пожалуй, и можно обойтись без Вагнера: но философ не
волен не нуждаться в нём. Он должен быть нечистой совестью своего времени, — для
этого он должен наилучшим образом знать его. Но где же найдёт он для лабиринта
современной души более посвящённого проводника, более красноречивого знатока
душ, чем Вагнер? В лице Вагнера современность говорит своим интимнейшим
языком: она не скрывает ни своего добра, ни своего зла, она потеряла всякий стыд
перед собою. И обратно: мы почти подведём итог ценности современного,
если ясно поймём добро и зло у Вагнера. — Я вполне понимаю, если нынче музыкант
говорит: «я ненавижу Вагнера, но не выношу более никакой другой музыки». Но я
понял бы также и философа, который объявил бы: «Вагнер резюмирует
современность. Ничего не поделаешь, надо сначала быть вагнерианцем...»
|