Французский реализм 50 – 60-х годов приобретали иной характер по сравнению с
реализмом первой половины 20 века. Освобождение реализма от гиперболической
формы, глубокое и многостороннее искусство описания, раскрытие психологии
средних людей, беспощадно точное изображение буржуазной повседневности – всё
это было тем новым, что внесли в литературу реалисты той эпохи, и, прежде
всего, величайший из них – Флобер.
Гюстав Флобер
родился в Руане в семье известного врача-хирурга. С детства мальчик страстно полюбил
литературу. В десятилетнем возрасте он уже сочинял трагедии, которые разыгрывал
в домашнем кругу вместе со своими товарищами. По окончании руанского коллежа в
1840 году Флобер, подчиняясь настояниям родителей, отправился в Париж изучать
право. Но занятия чужой ему юридической наукой тяготили его. После смерти
сестры и отца он уехал в 1845 году из Парижа и поселился в своём имении
Круассе, близ Руана, где жил на небольшую ренту, посвятив себя самоотверженному
литературному труду. В молодости Флобер обошёл пешком всю Бретань, позднее
совершил несколько путешествий по югу Европы, был на востоке. Свои литературные
занятия в тихом Круассе Флобер изредка прерывал для встречи с немногими
парижскими друзьями-литераторами. Флобер был одним из членов так называемого
«кружка пяти», в который, кроме него, входили Эдмон де Гонкур, Доде, Тургенев и
Золя.
Флобер работал над
своими произведениями медленно, упорно добиваясь совершенства композиции и
ювелирной отделки стиля. Поэтому литературное наследство Флобера сравнительно
невелико. Большой интерес представляют его письма, в которых содержатся
высказывания по различным общественным вопросам и главным образом вопросам
искусства.
У Флобера был
противник – романтизм с его мечтательностью, субъективизмом, лирической
взволнованностью и стремлением возвысить действительность и переделать её по
образцу своей мечты. Флобер видел в романтической литературе фальшь и ложь,
которые скрывают противоречия жизни.
Тенденциозному и
романтическому искусству Флобер хочет противопоставить искусство подлинно
объективное, творец которого не вмешивается в жизнь и невыражает своих чувств.
Художник должен в наблюдениях уподобиться бесстрастному учёному, а методы
искусства – методам науки. Флобер совершенно отчётливо формулирует мысль о
связи искусства с наукой: «Искусство должно стоять выше личных переживаний и
ощущений. Пора снабдить искусство неумолимым методом и точностью естественных
наук». В своём стремлении перенести в искусство методы естественных наук Флобер
был не одинок, он выражал здесь тенденцию, характерную и для других художников
его эпохи. Этот объективизм Флобера является очень важной стороной его
эстетических воззрений.
Роман «Госпожа
Бовари» (1856) стал новым словом во французском и еврпейском искусстве. Это
книга о будничной жизни, где сюжет «почти невидим». Но одновременно это одна из
тех трагедий, которые постоянно происходят в обыденной действительности. В
романе Флобер развивает такие принципы: история главной героини, по имени
которой назван роман, даёт возможность увидеть зависимость ее характера от
воззрений и обычаев среды, а также саму среду, имеющую в романе не меньшее
значение. Вместо широкого показа буржуазного общества во всех его аспектах
даётся буржуазная семья, микромир, малая сфера деятельности буржуа. В этом
микромире, однако, проявляются все принципы буржуазных отношений.
|