Многие особенности психологии человеческого восприятия были
определены тысячи лет назад. В то же время в западной психологии процессу человеческого восприятия и осознанности
уделяется совсем мало внимания.
Одним из главных текстов, описывающих философско-психологическую составляющую восприятия
- это буддистский текст «Абхидхамма», написанный в 3 веке до нашей эры.
«Абхидхамма Питака» (что переводится как «Высшее учение»)
состоит из семи отдельных трудов, включающих в себя подробную
классификацию психологических феноменов, метафизический анализ и толковый словарь специальных терминов.
Хотя тексты этого собрания считаются авторитетными среди специалистов, они мало влияют на простых буддистов.
Существуют также значительно расширенные тибетский и китайский варианты канона.
17 стадий человеческого восприятия
«Абхидхамма» разделяет процесс человеческого восприятия на 17 стадий. Первые восемь
стадий происходят на уровне бессознательного ума, остальные - на уровне сознания. Во время первых 8 стадий человеческая
психика опознает объект и реагирует на него. Если воздействие объекта на человека было достаточно сильным, то
включается сознание. При этом человек отождествляет себя с самим собой и навешивает на объект ярлыки
(«плохой-хороший», «нравится-не нравится»), и затем производит некоторое действие.
Давайте рассмотрим примеры.
Пример. Предположим, Вы лежите под фруктовым деревом под одеялом,
накрывшись с головой. С дерева падает манго, Вы просыпаетесь, и съедаете его.
С точки зрения «Абхидхаммы», процесс восприятия происходит следующим образом:
Стадия 1. Вы лежите под деревом, накрывшись с головой.
Стадии 2-3. Налетает ветер и манго падает.
Стадия 4. Звук пробуждает Вас ото сна.
Стадия 5. Вы высовываете голову из-под одеяла, пытаясь понять, что произошло..
Стадия 6. Ваша рука находит плод манго.
Стадия 7. Вы обследуете плод на ощупь.
Стадия 8. Вы узнаете плод по запаху.
Стадии 9-15. Вы решаете, что плод Вам нравится, и едите его.
Стадии 16-17. И наслаждаетесь вкусом.
Согласно Абхидхамме, самые ранние стадии (4-8) характеризуются пробуждением и определением того,
приемлимо или неприемлимо нечто для бессознательного ума. Затем за этим идет то, что в Абхидхамме называется
обследованием, то есть снабжение вещей
ярлыками. На этом этапе оценивается природа объекта. Он присутствует, но нет еще никакой обыденной реакции. Здесь
исследуются ассоциации с чувственным объектом. Затем идет установление, которым определяется реакция на объект, хотя
все еще сознательно мы не осведомлены о нем. Все эти процессы восприятия происходят более-менее автоматически.
Заметим, стадии 4-8 происходят неосознанно. То есть то, что человек узнал предмет, не означает,
что мы знаем про этот предмет что-то сознательно. Более того, на этих стадиях мы еще себя не осознаем.
На следующих стадиях 9-15 возникает сознание. На первых шести из этих стадий имеется смутное
ощущение «себя». В этот момент Вы сами пробуждаетесь и ваше повседневное «я» начинает
смутно осознавать, что объект, на который Вы смотрите, существует.
Следующей идет стадия восприятия, которая в «Абхидхаммы» называется
«пробегом». Здесь Вы обнаруживаете и оцениваете, отличается или нет объект, который вы видите, от
вас самих, и формируете антипатию и привязанность к тому, что вы видите.
На этом этапе вы впервые оцениваете объективное значение. Вы начинаете думать о своем опыте объекта, как если бы он был
только внешней реальностью, вступают в свои права привычные способы видения вещей, и порождается чувство себя как
субъекта.
Пример 2. Предположим, человек спит, раздается звонок будильника,
но человек этот звонок не слышит.
С точки зрения «Абхидхаммы», на стадиях 4-8 происходит опознание события, но событие
является настолько слабым, что не проходит на уровень сознания. Это подтверждается и научными данными, которые
говорят о том, что тело реагировало на звонок будильника, но человек не просыпался.
Осознание и проблемы
Процесс восприятия не прерывается человеком ни на одну минуту. В каждой момент времени мы
воспринимаем что-то, и большая информации остатся за рамками нашего сознания. Подобно примеру с будильником,
для нашего сознания эти сигналы слишком слабы, и большая часть реакций - абсолютно автоматическая.
Если человек сталкивается с какой-либо проблемой, то всегда есть то, что человек об этой
проблеме знает (в процессуальной психологии это называется «первичным процессом»), и то,
что человек не знает, что не смогло пройти на уровень сознания (это называется «вторичным процессом»).
Приведем примеры.
Пример 3. Допустим, мне приснился сон. Тогда мой первичный процесс состоит
в том, что я про это сновидение знаю: обрывки образов, сюжета, действий. Все остальное, то есть как сформировался
этот сон, какое послание он несет - лежит за рамками моего сознания, является вторичным процессом.
Более того, если я начну этот сон рассказывать другому человеку, за рамками моего осознания останется
то, как я этот сон рассказываю. Я не буду отмечать свой тембр речи, телесные переживания, тонкие эмоции,
энергетику.
Пример 4. Допустим, у меня развилось какое-либо заболевание.
Мой первичный процесс состоит в том, что я болен, у меня болит то-то и то-то, и мне это грозит тем-то и тем-то.
За рамками моего восприятия остается все остальное, и прежде всего послание телесного симптома - то есть то, с
чем этот телесный симптом связан, как он возник, и как мне следует поменять стиль жизни, чтобы устранить причину
заболевания.
Давайте рассмотрим приведенные примеры подробнее.
Для начала, разделим стадии восприятия 1-17 «Абхидхаммы» на более крупные этапы:
Первый этап. Возникновение самого события (объекта). (падение манго, звонок будильника)
(стадия 1-3 «Абхидхаммы»)
Второй этап. Анализ бессознательным события (объекта). Набор данных о событии.
Формирование реакции на объект. При этом сознание еще не включено. (стадии 4-8 «Абхидхаммы»)
Третий этап. Смутное, сновидческое включение сознания. Формируется образ себя,
объект сравнивается с самими собой и навешиваются ярлыки («плохо-хорошо», «нравится-не нравится»).
Стадии 9-15 «Абхидхаммы»).
Четвертый этап. Сознательная реакция на событие, основанная на позиционировании себя по отношению к
объекту, полученному на этапе 3. (Стадии 16-17 «Абхидхаммы»).
Рассмотрим снова пример 3.
Первый этап. С точки зрения процессуальной психологии,
сначала в нашей Глубине (душе, дао, ригпа, глубинном бессознательном - называйте как хотите)
возникает некоторое послание, важное для нас.
Второй этап. Затем в нашем бессознательном формируется обследование этого послания
и бессознательная реакция на него. Это выражается в возникновении чувств, смутных переживаний,
тонких мышечных переживаний.
Третий этап. На следующем этапе на основе личного опыта
возникают образы сна, поляризация на персонажи, действие, возникают наши оценки и отношения к сюжету сна.
Четвертый этап. И, наконец, мы просыпаемся и задаемся вопросом
«Что за бред мне сегодня приснился?»
Рассмотрим снова пример 4.
Первый этап. С точки зрения процессуальной психологии,
сначала в нашей Глубине (душе, дао, ригпа, глубинном бессознательном - называйте как хотите)
возникает некоторое послание, важное для нас.
Второй этап. Затем в нашем бессознательном формируется обследование этого послания
и бессознательная реакция на него. Это выражается в возникновении чувств, смутных переживаний,
тонких мышечных переживаний.
Третий этап. Вследствие перегрузки тех или иных систем
организма (от сформировавшихся на этапе 2 реакций) возникает телесный симптом.
Возникает отношение к этому телесному симптому, поляризация, двойственность.
(Отдельно есть «Я» и есть мое заболевание).
Четвертый этап. И, наконец, мы очухиваемся и бежим к врачу с криком
«Мне плохо! Дайте мне волшебную таблетку, чтобы не болело. У меня из ниоткуда возникла болезнь.»
Так вот, первичный процесс - это то, что мы о проблеме знаем, прежде всего это четвертый
этап приведенных примеров. А вторичный процесс относится к первому этапу.
Работа с проблемой в традиционной психологии
В традиционной психологии (и медицине, если речь идет о заболевании) принято работать в основном
первичным процессом, то есть с тем, что мы о проблеме знаем.
Чаще всего работа в традионных подходах
происходит следующим образом: мы берем первичный процесс, опускаемся на уровень ниже, то есть на уровень отношения к
проблеме, меняем там что-то и привносим на уровень первичного процесса. То же происходит и в медицине.
Рассмотрим снова пример 3.
Допустим, я клиент традиционного психолога и мне что-то приснилось. Тогда
мы с психологом опускаемся на уровень образов, анализируем связь сюжета с личной историей,
архетипами, парадигмой, в которой работает психолог, меняем отношение к событиям личной истории. То есть мы работаем
с третьим этапом методами сознания и результаты привносим в жизнь. Но на это требуются годы.
Рассмотрим теперь пример 4.
Допустим, я заболел. Тогда я бегу к врачу и мне дают лекарство. Погружений на уровни
этапов 1-3 нет вовсе. Осознания тоже.
Если же я осознаю, что за любым заболеванием «стоит психика», я иду к традиционному
психологу и мы начинаем анализировать мои реакции, подавленные эмоции, связь этих эмоций с личной историей.
И через годы можно убрать заболевание. То есть мы снова работаем
с третим этапом методами сознания и результаты привносим в жизнь.
Все эти методы хороши, но, не говоря уже о том, что они не очень эффективные
(и медленные), практически никогда не доходят до вторичного процесса. И это будет объяснено позже.