//serge.at.ua/
Суббота, 21.06.2025, 05:57
Меню сайта

Форма входа

Календарь новостей
«  Июль 2008  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Друзья сайта
http://footballmh.at.ua/

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18

Главная » 2008 » Июль » 16 » Особенности человеческого восприятия
Особенности человеческого восприятия
16:43
Многие особенности психологии человеческого восприятия были определены тысячи лет назад. В то же время в западной психологии процессу человеческого восприятия и осознанности уделяется совсем мало внимания.

   Одним из главных текстов, описывающих философско-психологическую составляющую восприятия - это буддистский текст «Абхидхамма», написанный в 3 веке до нашей эры.

   «Абхидхамма Питака» (что переводится как «Высшее учение») состоит из семи отдельных трудов, включающих в себя подробную классификацию психологических феноменов, метафизический анализ и толковый словарь специальных терминов. Хотя тексты этого собрания считаются авторитетными среди специалистов, они мало влияют на простых буддистов. Существуют также значительно расширенные тибетский и китайский варианты канона.

17 стадий человеческого восприятия



   «Абхидхамма» разделяет процесс человеческого восприятия на 17 стадий. Первые восемь стадий происходят на уровне бессознательного ума, остальные - на уровне сознания. Во время первых 8 стадий человеческая психика опознает объект и реагирует на него. Если воздействие объекта на человека было достаточно сильным, то включается сознание. При этом человек отождествляет себя с самим собой и навешивает на объект ярлыки («плохой-хороший», «нравится-не нравится»), и затем производит некоторое действие.

   Давайте рассмотрим примеры.
   Пример. Предположим, Вы лежите под фруктовым деревом под одеялом, накрывшись с головой. С дерева падает манго, Вы просыпаетесь, и съедаете его.

   С точки зрения «Абхидхаммы», процесс восприятия происходит следующим образом:

   Стадия 1. Вы лежите под деревом, накрывшись с головой.

   Стадии 2-3. Налетает ветер и манго падает.    Стадия 4. Звук пробуждает Вас ото сна.

   Стадия 5. Вы высовываете голову из-под одеяла, пытаясь понять, что произошло..

   Стадия 6. Ваша рука находит плод манго.

   Стадия 7. Вы обследуете плод на ощупь.

   Стадия 8. Вы узнаете плод по запаху.

   Стадии 9-15. Вы решаете, что плод Вам нравится, и едите его.

   Стадии 16-17. И наслаждаетесь вкусом.

   Согласно Абхидхамме, самые ранние стадии (4-8) характеризуются пробуждением и определением того, приемлимо или неприемлимо нечто для бессознательного ума. Затем за этим идет то, что в Абхидхамме называется обследованием, то есть снабжение вещей ярлыками. На этом этапе оценивается природа объекта. Он присутствует, но нет еще никакой обыденной реакции. Здесь исследуются ассоциации с чувственным объектом. Затем идет установление, которым определяется реакция на объект, хотя все еще сознательно мы не осведомлены о нем. Все эти процессы восприятия происходят более-менее автоматически.

   Заметим, стадии 4-8 происходят неосознанно. То есть то, что человек узнал предмет, не означает, что мы знаем про этот предмет что-то сознательно. Более того, на этих стадиях мы еще себя не осознаем.

   На следующих стадиях 9-15 возникает сознание. На первых шести из этих стадий имеется смутное ощущение «себя». В этот момент Вы сами пробуждаетесь и ваше повседневное «я» начинает смутно осознавать, что объект, на который Вы смотрите, существует.

   Следующей идет стадия восприятия, которая в «Абхидхаммы» называется «пробегом». Здесь Вы обнаруживаете и оцениваете, отличается или нет объект, который вы видите, от вас самих, и формируете антипатию и привязанность к тому, что вы видите.

   На этом этапе вы впервые оцениваете объективное значение. Вы начинаете думать о своем опыте объекта, как если бы он был только внешней реальностью, вступают в свои права привычные способы видения вещей, и порождается чувство себя как субъекта.


   Пример 2. Предположим, человек спит, раздается звонок будильника, но человек этот звонок не слышит.

   С точки зрения «Абхидхаммы», на стадиях 4-8 происходит опознание события, но событие является настолько слабым, что не проходит на уровень сознания. Это подтверждается и научными данными, которые говорят о том, что тело реагировало на звонок будильника, но человек не просыпался.

Осознание и проблемы



   Процесс восприятия не прерывается человеком ни на одну минуту. В каждой момент времени мы воспринимаем что-то, и большая информации остатся за рамками нашего сознания. Подобно примеру с будильником, для нашего сознания эти сигналы слишком слабы, и большая часть реакций - абсолютно автоматическая.

   Если человек сталкивается с какой-либо проблемой, то всегда есть то, что человек об этой проблеме знает (в процессуальной психологии это называется «первичным процессом»), и то, что человек не знает, что не смогло пройти на уровень сознания (это называется «вторичным процессом»).

   Приведем примеры.
   Пример 3. Допустим, мне приснился сон. Тогда мой первичный процесс состоит в том, что я про это сновидение знаю: обрывки образов, сюжета, действий. Все остальное, то есть как сформировался этот сон, какое послание он несет - лежит за рамками моего сознания, является вторичным процессом.

   Более того, если я начну этот сон рассказывать другому человеку, за рамками моего осознания останется то, как я этот сон рассказываю. Я не буду отмечать свой тембр речи, телесные переживания, тонкие эмоции, энергетику.

   Пример 4. Допустим, у меня развилось какое-либо заболевание. Мой первичный процесс состоит в том, что я болен, у меня болит то-то и то-то, и мне это грозит тем-то и тем-то. За рамками моего восприятия остается все остальное, и прежде всего послание телесного симптома - то есть то, с чем этот телесный симптом связан, как он возник, и как мне следует поменять стиль жизни, чтобы устранить причину заболевания.



   Давайте рассмотрим приведенные примеры подробнее.
   Для начала, разделим стадии восприятия 1-17 «Абхидхаммы» на более крупные этапы:
  1. Первый этап. Возникновение самого события (объекта). (падение манго, звонок будильника) (стадия 1-3 «Абхидхаммы»)

  2. Второй этап. Анализ бессознательным события (объекта). Набор данных о событии. Формирование реакции на объект. При этом сознание еще не включено. (стадии 4-8 «Абхидхаммы»)

  3. Третий этап. Смутное, сновидческое включение сознания. Формируется образ себя, объект сравнивается с самими собой и навешиваются ярлыки («плохо-хорошо», «нравится-не нравится»). Стадии 9-15 «Абхидхаммы»).

  4. Четвертый этап. Сознательная реакция на событие, основанная на позиционировании себя по отношению к объекту, полученному на этапе 3. (Стадии 16-17 «Абхидхаммы»).

   Рассмотрим снова пример 3.
  1. Первый этап. С точки зрения процессуальной психологии, сначала в нашей Глубине (душе, дао, ригпа, глубинном бессознательном - называйте как хотите) возникает некоторое послание, важное для нас.

  2. Второй этап. Затем в нашем бессознательном формируется обследование этого послания и бессознательная реакция на него. Это выражается в возникновении чувств, смутных переживаний, тонких мышечных переживаний.

  3. Третий этап. На следующем этапе на основе личного опыта возникают образы сна, поляризация на персонажи, действие, возникают наши оценки и отношения к сюжету сна.

  4. Четвертый этап. И, наконец, мы просыпаемся и задаемся вопросом «Что за бред мне сегодня приснился?»

   Рассмотрим снова пример 4.
  1. Первый этап. С точки зрения процессуальной психологии, сначала в нашей Глубине (душе, дао, ригпа, глубинном бессознательном - называйте как хотите) возникает некоторое послание, важное для нас.

  2. Второй этап. Затем в нашем бессознательном формируется обследование этого послания и бессознательная реакция на него. Это выражается в возникновении чувств, смутных переживаний, тонких мышечных переживаний.

  3. Третий этап. Вследствие перегрузки тех или иных систем организма (от сформировавшихся на этапе 2 реакций) возникает телесный симптом. Возникает отношение к этому телесному симптому, поляризация, двойственность. (Отдельно есть «Я» и есть мое заболевание).

  4. Четвертый этап. И, наконец, мы очухиваемся и бежим к врачу с криком «Мне плохо! Дайте мне волшебную таблетку, чтобы не болело. У меня из ниоткуда возникла болезнь.»

   Так вот, первичный процесс - это то, что мы о проблеме знаем, прежде всего это четвертый этап приведенных примеров. А вторичный процесс относится к первому этапу.

Работа с проблемой в традиционной психологии



   В традиционной психологии (и медицине, если речь идет о заболевании) принято работать в основном первичным процессом, то есть с тем, что мы о проблеме знаем.

   Чаще всего работа в традионных подходах происходит следующим образом: мы берем первичный процесс, опускаемся на уровень ниже, то есть на уровень отношения к проблеме, меняем там что-то и привносим на уровень первичного процесса. То же происходит и в медицине.

   Рассмотрим снова пример 3. Допустим, я клиент традиционного психолога и мне что-то приснилось. Тогда мы с психологом опускаемся на уровень образов, анализируем связь сюжета с личной историей, архетипами, парадигмой, в которой работает психолог, меняем отношение к событиям личной истории. То есть мы работаем с третьим этапом методами сознания и результаты привносим в жизнь. Но на это требуются годы.

   Рассмотрим теперь пример 4. Допустим, я заболел. Тогда я бегу к врачу и мне дают лекарство. Погружений на уровни этапов 1-3 нет вовсе. Осознания тоже.

   Если же я осознаю, что за любым заболеванием «стоит психика», я иду к традиционному психологу и мы начинаем анализировать мои реакции, подавленные эмоции, связь этих эмоций с личной историей. И через годы можно убрать заболевание. То есть мы снова работаем с третим этапом методами сознания и результаты привносим в жизнь.

   Все эти методы хороши, но, не говоря уже о том, что они не очень эффективные (и медленные), практически никогда не доходят до вторичного процесса. И это будет объяснено позже.
Просмотров: 620 | Добавил: SERGE | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz